открытое Сообщество проектной деятельности "КосмОдис"

"Образование как драйвер социокультурного развития территорий"

Республика Башкортостан,
Салаватский район, геопарк "Янган-Тау"
Паспорт проекта
Организаторы проекта
  • Министерство образования и науки Республики Башкортостан
  • Школа антропологии будущего ИОН РАНХиГС
  • Отдел образования Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан
  • Геопарк "Янган-Тау"
  • Фонд "Образование-обществ
  • при поддержке гранта РФФИ 19-29-14180-21 "Модель и цифровая платформа образовательной̆ экосистемы преадаптации школьников к инновационной̆ деятельности"
Цель проекта
включить школьников 7-11 классов в решение задач развития региона, создать им условия для развития и самореализации независимо от места жительства и дохода семьи
Задачи проекта
  1. Подготовить методологическое, методическое и нормативное обеспечение проектной деятельности школьников 7-11 классов
  2. Разработать карты потребностей, проблем и приоритетов развития региона для организации проектной деятельности
  3. Запустить механизмы привлечения партнеров и ресурсов для сопровождения проектной деятельности школьников
  4. Запустить систему сопровождения реализации проектной деятельности школьников, в том числе подготовку кадров
  5. Организовать комплекс мероприятий по запуску и реализации проектной деятельности школьников, а также комплекс мероприятий по демонстрации и внедрению результатов проектов
Краткое содержание проекта
  1. Анализ приоритетов развития республики Башкортостан, адаптация их для понимания школьниками и их родителями. Привлечение заинтересованных партнеров (органы исполнительной власти, бизнес, сельское хозяйство, промышленность, предприниматели и пр.), готовых предоставить актуальные задачи для проектов школьников, быть наставниками и экспертами, использовать результаты проектов.
  2. Демонстрация учителям, руководству школ и родителям возможности участия в развитии региона / муниципалитета. Профессиональное развитие педагогов и руководителей школ по организации проектной деятельности школьников с учетом приоритетных направлений развития Республики Башкортостан и мотивации к ней.
  3. Внедрение образовательных и управленческих практик (проектные уроки, проектные офисы, проектная внеурочная деятельность на основе PMBOK, IPMA и Agile, управление процессами в школе и др.).
  4. Обеспечение сопровождающими проектную деятельность школьников наставниками, кураторами, экспертами. Подбор ресурсных площадок для реализации проектов школьников. Подбор образовательных ресурсов, организация понятной навигации и методических консультаций учителей-наставников для приобретения школьниками знаний, необходимых для проектов.
  5. Организация специальным образом проектной деятельности школьников с участием взрослых с сопровождением всех этапов проектирования, реализации и внедрения результатов проекта.
  6. Школьники (7-11 классов) изучают социально-экономическую ситуацию и формулируют инициативы, содействующие реализации приоритетов региона. Далее разрабатывают конкретные решения по воплощению инициатив. Школьники завершают проекты обязательно продуктовым и образовательным результатами: продуктом или услугой, которыми могут воспользоваться жители территории (малые ремесла, туристические тропы, концепции сельских объектов, развивающие мероприятия, события, образовательные медиаресурсы и др.), а также новыми знаниями и умениями (цифровые, проектные, работы с будущим, техники "само-" и др.).
  7. Помощь школьникам по внедрению продуктов проектной деятельности. Организация мероприятий для представления и популяризации результатов проектной деятельности школьников (фестивали проектов, круглые столы, ярмарки), а также для учителей и руководителей школ по обмену практиками (театр практик, тематические пед.советы, выступления на конференциях).
  8. Организация обеспечения проектов школьников необходимыми ресурсами (в том числе расходными материалами, экспертами и консультантами).
Целевые аудитории проекта
  • школьники 7-11 классов и их семьи из населенных пунктов до 1,5 млн. жителей,
  • учителя и руководители школ населенных пунктов до 1,5 млн. жителей,
  • региональные (муниципальные) органы исполнительной власти.
Сопровождающие позиции
  • навигатор - проектирует будущую деятельность вместе с детьми и родителями, разрабатывает индивидуальные и коллективные образовательные маршруты, мониторит движение по образовательному маршруту, организует самоопределение и рефлексию;
  • ментор - деятель, делится жизненным опытом и знаниями, помогает формировать картину мира;
  • наставник - профильный успешный специалист, делится техниками, практиками, советами, оказывает поддержку проекту (может быть несколько на проект);
  • эксперт - профильный специалист, консультирует по предметам, областям знаний;
  • помощник - помощь в самоорганизации, поиске ресурсов, психологическая поддержка, контроль техники безопасности
Терминология
  • потребность - выявленная потребность, ожидающая решения;
  • проектная идея - первичный кем-то предложенный вариант решения задачи;
  • проектная инициатива - проектная идея, прошедшая минимальную проработку;
  • проект - проработанная проектная инициатива, взятая на сопровождение
Реестр инициатив
Дорожная карта
февраль-март
февраль-март
Развертывание системы сопровождения проектной деятельности
март
март
Серия запускных мероприятий (поток 1)
"Лаборатории будущего" и Проектно-аналитические сессии
апрель - июнь
апрель - июнь
Проектная деятельность в школах в сопровождении наставников и экспертов (поток 1)
март - май
март - май
Подготовка к летним интенсивам и иным мероприятиям
июль - август
июль - август
Проектные интенсивы (поток 1)
июль - август
июль - август
Запускные мероприятия (поток 2)
сентябрь - декабрь
сентябрь - декабрь
Внедрение и акселерация продуктов (поток 1)
ноябрь
ноябрь
Фестиваль проектов школьников
Рефлексия образовательных результатов
сентябрь - декабрь
сентябрь - декабрь
Проектная деятельность в школах в сопровождении наставников и экспертов (поток 2)
Актуальные материалы
В рамках межрегиональной программы КосмОдис сопровождения практикоориентированных детско-взрослых проектов "Образование как драйвер социокультурного развития территорий" в Салаватском районе Республики Башкортостан школьники представляют проектные решения, содействующие реализации приоритетов региона.
Проектный офис
  • Альфия Каримова
    Начальник отдела образования Администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан
  • Павел Рабинович
    Научный руководитель
  • Кирилл Заведенский
    Руководитель проектного офиса
  • Оксана Капустина
    Соруководитель проекта
  • Светлана Антипова
    Соруководитель проекта
  • Алексей Корнилов
    Руководитель службы сопровождения проектной деятельности
  • Сергей Савченко
    Руководитель службы внедрения и развития проектов
  • Лика Чекалова
    Руководитель службы навигаторов и практик работы с будущим
  • Дарья Морозова
    Эксперт по анализу образовательного опыта