«Современные дети, не такие, как были мы…», «Ох уж эта молодежь…», «Образование никуда не годится…», «Учиться не хотят…», «Только бы в интернете просиживать…» и другие высказывания регулярно звучат у различных представителей общества.
Важной задачей является преадаптация школьников к инновационной деятельности, их мотивация к познанию и научно-техническому творчеству, развитию предпринимательского мышления. Конструирование образовательного процесса на основе исследований и проектов позволяют практически реализовать образовательную парадигму «Исследовать-Знать-Действовать-Уметь».
Однако на практике проектная и исследовательская деятельности в школе часто только имитируется. Слово «проект» заменяет традиционные формы рефератов и презентаций, проектная деятельность ограничивается рамками отдельных предметов, задача получения реальных результатов не ставится. Роль руководителя проектов локальными актами школы закреплена за учителем, равно как и прерогатива выбора темы проекта. Используется огромное количество методических рекомендаций и пособий по проектному методу, не имеющих ничего общего с международными и отечественными практиками проектирования и реализации проектов. Все это сильно сужают как возможности этой образовательной практики, так и интерес к ней всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей. Вне интереснейшего процесса остаются потенциальные социальные партнеры, работодатели и др. заинтересованные лица.
Как сделать процесс познания увлекательным?
Как сформировать у детей компетенции самостоятельного добывания знаний?
Как развивать параллельно и мыслительную деятельность, и навыки рукомесла и цифрового производства?
Создание в 2015г. сообщества КосмОдис стало попыткой ответить на эти и другие вопросы, создать среду реализации детьми потребности в содержательном общении, сетевом взаимодействии, познании, а также получения возможностей воплощения задумок на практике. Основателями КосмОдис стали лауреаты премии правительства Российской Федерации в области образования за 2015г.: П.Д. Рабинович, И.С. Царьков, О.А. Поваляев, П.Н. Чеботарев, Т.А. Асмолов и, присоединившийся к ним, К.Е. Заведенский, решив объединить свой богатый опыт работы в школах и вузах, проектирования и реализации проектов в области инженерии, образования, разработки ив внедрения программного обеспечения и системной интеграции.
Сообщество КосмОдис подразумевает коллаборацию школьников из разных классов / школ / субъектов России / стран; профессиональное развитие учителей в области проектной деятельности; подготовку методических рекомендаций для учителей / родителей и детей по реализации проектов; формирование банка проектных заданий и описаний реализованных проектов, а также проведение в различных субъектах России целевых программ и фестивалей «КосмОдис».
Формула КосмОдис достаточная проста: амбициозная цель – практические задачи – актуальные решения – планирование их внедрения. В начале амбициозной целью выбиралась «Колонизация Солнечной системы» т.е. подготовка к расселению человечества на другие космические тела. На пути к освоению Солнечной системы, перед школьниками возникает необходимость решения сложнейших задач во всех сферах жизнедеятельности. На Земле многие из этих задач даже не возникали в силу комфортности среды обитания, но на других космических объектах окружающая среда будет недружелюбна, а скорее даже агрессивна. Перед будущими колонистами станет задача постепенного изменения среды обитания и ее адаптации к нашим формам жизни и наоборот, получение новых форм жизни более пригодных к местным условиям. Спектр задач условно разделялся на проектные кластеры: изучение космоса, транспорт, энергия, жизнеобеспечение, защита, питание. Взаимосвязь проектов, их направленность на результат определяет один из важных принципов проектной деятельности в КосмОдис: метапредметность проектов. Она определяется самой сущностью проекта – его цель не в освоении областей знаний, а в достижении результата, что требует наличия знаний в самых разных областях науки и побуждает обучающихся иначе взглянуть на учебные предметы, как на инструменты достижения их цели. Это приводит к повышению уровня мотивации и вовлеченности обучающихся в процесс познания.
КосмОдис – открытое сообщество реализующих проекты школьников, сопровождающих их работу учителей и консультантов. На помощь школьникам приходят практикующие специалисты в своих областях, которые готовы курировать и консультировать проектные команды, раскрывая потенциал детей в передовых направлениях, таких как: работа за производственным и полупроизводственным оборудованием, доступ к профессиональному программному обеспечению, работа с графиками, чертежами и схемами и т.д.
Возможность онлайн-коллабораций в КосмОдис открывает для школьников новые грани работы в команде – ведь теперь участники проектов могут находится друг от друга на серьезном расстоянии, что позволяет существенно расширить область деятельности за счет различного багажа знаний, способностей и компетентностей членов команды проекта. Кроме того, управления распределенными группами и умение поддерживать производительность таких групп на высоком уровне – полезнейший опыт для руководителя проекта.
Управление проектами в КосмОдис с самого начала строилось с опорой на передовые отечественные и мировые практики и стандарты управления проектами. Роль руководителя проекта в КосмОдис закреплена за школьниками. Они учатся руководить проектами, координировать действия проектной команды, определять дальнейшую судьбу проекта.
КосмОдис – это спектр мероприятий: программы профессионального развития для педагогов, мастер-классы, семинары, вебинары, конференции и регулярные фестивали, проводимые в различных субъектах России. Фестивали КосмОдис дают возможность ребятам представить свои проекты и результаты, поделиться опытом, а также приобрести способность публично презентовать свои проекты как в виде стендовой защиты перед экспертами, так и презентации с большой сцены переде широкой публикой. Фестиваль поощряет активное взаимодействие участников между собой, участие в увлекательных мастер-классах, обучение в формате интересных интерактивных лекториев и многое другое. Создаваемая таким образом атмосфера способствует образованию новых команд и проектов.
15 мая 2016г. в Концертном зале ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» (всем известного Московского Дворца пионеров на Воробьевых горах) прошел I Московский открытый фестиваль школьных проектов «Космическая Одиссея» («КосмОдис-Москва»), соорганизаторами которого выступили Федеральный институт развития образования, Школа Новых Технологий и Образовательный комплекс «Воробьевы горы». Сорок две проектные команды обучающихся из более чем 20 учебных заведений Москвы и Московской области подали заявки на участие в фестивале.
Некоторые результаты деятельности КосмОдис и его партнеров за 2016-2021г.г.:
- школьниками разработано более 500 распределенных проектов;
- охват более 15 000 школьников, 18 000 учителей и директоров школ;
- проведено 20 фестивалей проектов школьников в Москве, Московской, Калининградской и Ленинградской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Мордовия, Алтайском крае, Республике Серверная Осетия;
- разработаны и реализованы программы профессионального развития "Цифровая и проектная трансформация школ" и др.;
- разработана и внедрена вариативная модель непрерывного инженерного образования;
- осуществлено педагогическое проектирование ряда образовательных организаций.