Целью семинара стала диссеминация практик распределенной практико-ориентированной проектной деятельности в школах. На семинаре выступили эксперты в области образования, директора школ, руководители проектов, педагоги, председатели научного общества. Всего семинар посетили более 70 участников из более чем 40 различных организаций Москвы и Московской области. Пленарная часть Установку на семинар дали заместитель директора ИПУ РАН Михаил Владимирович Губко и руководитель центра образовательных проектов ФИРО Павел Давидович Рабинович. Спикеры 1. Елена Сергеевна Матвиюк (учитель математики школа 25 г. Балашиха) Елена Сергеевна рассказала об опыте трансформации формы проведения уроков на базе SCRUM. Ключевые достоинства SCRUM-уроков – это работа детей в командах, самоорганизация команд, смена роли учителя с «диктофона» на фасилитатора, мотиватора, «значимого другого» 2. Юрий Алексеевич Середа (методист школы 1296 г. Москвы) В своем докладе акцентировал внимание на подводных камнях и проблемах, с которыми может столкнуться школа при переходе на SCRUM-уроки 3. Игорь Сергеевич Царьков (председатель научного общества МОУ СОШ №29 г. Подольск) Игорь Сергеевич рассказал о возможной модели организации непрерывного инженерного образование с 5 по 11 класс. В представленной модели основной акцент сделан на элективных курсах и работе над проектами. Важно, что проекты обучающихся инженерного класса получают дальнейшее развитие и поддержку бизнес-сообществом, превращаясь в стартапы 4. Андрей Дмитриевич Рожков (учитель информатики Школы «Технологии обучения») Представил проект технологического предпринимательстве в школе - кейс организации производства компьютерных плат в школе с дальнейшей реализацией через сеть магазинов «Чип и Дип». 5. Ольга Валерьевна Овчинникова (заместитель директора школы 12 г.о. Балашиха Представила кейс внедрения проектного подхода в управление школой 6. Павел Давидович Рабинович ( руководитель центра образовательных проектов ФИРО) Затронул ключевые принципы и подходы к созданию концепции развития организации. Мастер-классы 1. «Agile трансформация уроков» Елена Матвиюк вместе с коллегой, Еленой Сорокой вместе с участниками подробно разобрали процесс организации и результаты внедрения SCRUM-уроков. Учитель формирует список требований к знаниям и умением детей по определенной теме. Затем учитель определяет список «надежных» источников, которыми может пользоваться команда. В список входят аудио- и видео-источники, интерактивные интернет-ресурсы, учебники и др. Затем класс объединяется в проектные команды по 3-4 человека. Обучающиеся в командах начинают реализовывать проект, выбирая разделы из требований к продукту. При этом в любой момент команда может обратиться к учителю за помощью. Впечатляющие результаты обнаружены и в качестве знаний. Процент контрольных на «2» уменьшился с 41% (ноябрь) до 16% (январь). 2. «Развитие и управление школой» Был посвящен вопросам разработки концепции развития школы, формирования команды развития, подготовке и реализации проекта развития. Ведущим мастер-класса выступил Павел Рабинович, руководитель центра образовательных проектов ФИРО. Участникам было предложено провести всесторонний анализ текущего положения школы, окружающего контекста (включая влияние глобальных трендов и существующих вызовов образованию), сформулировать системные проблемы, задуматься о позиционировании школы в образовательном ландшафте региона и страны. Обсуждались подходы к формированию проектной идеи развития, организационного плана, критериев достижения результатов, а также внешнего и внутреннего маркетинга для поддержания реализации проекта развития. 3. «Проекты в дополнительном образовании, инженерный профиль, технологическое предпринимательство» Участники вместе с модераторами Игорем Царьковым и Андреем Рожковым подробно разобрали процесс организации инженерного образования и практико-ориентированной проектной деятельности в школе. Так, базисом проектной деятельности становится Проектно-исследовательский центр. В МОУ СОШ№29 он состоит из 15 секций. Научные руководители секций – приглашенные специалисты-практики из ведущих ВУЗов (МИФИ, МФТИ, МГУ, МПУ) и бизнеса (Яндекс, Спутникс, Интел и др.). Раз в две недели на заседании Центра детские проектные команды представляют результаты проектов – минимально функциональные продукты, которые затем дорабатываются во второй половине дня, после уроков. Руками детей в школе создана сеть высокотехнологичных лабораторий: нанотехнологий, робототехники, биотехнологий, возобновляемых источников энергии. Для детских проектных команд важно наличие реального внешнего заказчика. Ребята ищут решения актуальных задач настоящих внешних заказчиков – компаний «Yandex, Mail, Softline, Касперский, Научные развлечения, Гидропресс, НПО Луч, Подольский ЗИО, Сколково, РосАтом, Роскосмос, ОРКК, Скэнэкс, Спутникс, Интел». 4. «Основы Agile (Scrum)» Кирилл Заведенский вместе с участниками объединялся в проектные команды для реализации настоящего проекта. В игровой форме участники познакомились с основами жизненных циклов, ролей, артефактов и этапов в SCRUM-проектах. Семинар завершился коллективным дебрифингом и рефлексией. Каждый участник получил сертификат и море положительных эмоций.