КосмОдис-новости и объявления

Лаборатория будущего в г. Набережные Челны

Новости
22-23 марта 2021 года фонд "Образование-Обществу" совместно с "Школой навигаторов" и сообществом "КосмОдис" провели сессию коллективного мышления "Лаборатория будущего" в ГБОУ «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Никиты Кайманова» г. Набережные Челны, Республики Татарстан.

В лаборатории приняли участие 4 группы учеников 7-11 классов, 5 групп практикантов и сотрудников школы и группа родителей.
В фокусе внимания всех групп оказалась тема развития физической среды школы. Большинство групп высказало необходимость развития школьных пространств, превращение их в более открытые и дружелюбные, трансформируемые, интерактивные, пригодные для различных форматов работы, а не только лекционного. Еще один ключевой запрос, который поддержали почти все группы, сводился к важности вариативного обучения и возможности ученикам самим выбирать учебные треки по интересам, а также выступать в роли ведущих занятий по тем темам, в которых они хорошо разбираются. Ученики школы отметили необходимость изменения системы оценивания, трансформации ее в более чувствительную к реальному прогрессу ученика, направленную на фиксацию успехов в первую очередь. Одна из групп учеников взяла эту тему в качестве проектной инициативы по развитию школьной среды.

В результате лаборатории было сформулировано 12 детско-взрослых проектных инициатив по ключевым направлениям: редизайн школьных пространств, в частности – создание зон отдыха и общения, экологическое просвещение и экологический активизм в школе, разработка новой системы оценивания, внедрение интерактивного и практического обучения, развитие горизонтальной коммуникативной среды в школе, система наставничества в среде учеников.
Куратор лабораторий Лика Чекалова отмечает, что в такой работе не обходится без сложностей: «Основные проблемы связаны с позицией взрослых – значительная часть из них говорит, что им сложно выйти за рамки привычного и представить себе альтернативные сценарии развития школьной среды. Большинство инициатив, которые предлагают взрослые, сводится к незначительным улучшениям существующей системы и никак не коррелирует с изменившейся реальностью и актуальными вызовами. Во взрослых группах наблюдаются разрывы между образом желаемого будущего и конкретными задачами на деятельность в настоящем - образ будущего не рассматривается как нечто созидаемое, за что можно взять ответственность. Модераторы отмечали, что все участники взрослых групп на просьбу устранить эти разрывы в явной или неявной форме высказывали неверие в собственные силы, в то, что они способны реализовать свои же собственные мечты и интенции. Думаю, что важной частью развития образования сегодня является программа работы с развитием субъектной позиции у взрослых, с профилактикой выгорания».
Проведенная лаборатория позволит школе сформировать «живую» стратегию развития, за которой стоят конкретные участники образовательного процесса, готовые взять на себя ответственность за изменения.