Грант РФФИ (19-29-14180)
Аннотация
МОДЕЛЬ И ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ̆ ЭКОСИСТЕМЫ ПРЕАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИННОВАЦИОННОЙ̆ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проекта продиктована с одной стороны - возрастающей сложностью сетевого мира с акцентом на его непредсказуемость, "силу слабых связей", "массовое авторство", с другой стороны - складыванием новых систем разделения труда с акцентов на производство знаний. В данных контекстах становится невозможным использования только лишь адаптивных моделей в образовании и сохранять обособленность образования от окружающих реальностей. Требуется смена фокуса внимания в образовании на преадаптивные модели, рассмотрения образования как со-участника развития и работы со сложностью, проработать экосистемный подход для организации среды воплощения такого образования, а также доопределить вопрос создания и использования цифровой образовательной среды.

Цель работы
– спроектировать модели и цифровой платформы образовательной экосистемы преадаптации школьников к инновационной деятельности и провести ее пилотирование.

В ходе работ получены уникальные теоретические и практические результаты:
Результат 1. Разработана модель образовательной экосистемы преадаптации школьников к инновационной деятельности, включая: архитектуру модели, набор ценностей и принципов, рабочих понятий, базовых процессов и др.
Результат 2. Разработана модель цифровой платформы образовательной экосистемы, в т.ч. определена архитектура цифровой платформы в виде ключевых функциональных блоков и функциональных требований к ним, разработаны частные технические задания на авторские модули (модуль проектного офиса и модуль оценки образовательных результатов).
Результат 3. Созданы прототипы (MVP) авторских модулей цифровой платформы и рабочая документация к ним.
Результат 4. Определены механизмы внедрения результатов исследования, в числе которых: целевые программы для регионов; корпус программ профессионального развития разработанных в рамках гранта, а также предполагаемых участниками экосистемы; рекомендации по складыванию партнерств и др.

Разработанные в проекте решения пилотировались на основе организации и сопровождения проектной деятельности в детско-взрослых сообществах различных регионов (в частности, г. Подольск Московской области, Салаватский район Республики Башкортостан и др.)

Научная новизна и значимость
работы определяется оригинальным применением системно-деятельностного подхода к исследованию и проектированию элементов модели образовательной экосистемы и цифровой платформы. Работа имеет междисциплинарный характер. Исследования проводились методом «исследование действием», в ходе которого непосредственно была сложена образовательная экосистема из участников проекта, бизнес / социальных / индустриальных и иных партнеров. Результаты работ опубликованы в статьях ВАК, ядро РИНЦ и Scopus, обсуждались в рамках образовательных программ, конференций и форумов.
Полученные результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем для организации реальной проектной деятельности в детско-взрослых сообществах в области развития территорий, социального и технологического предпринимательства, а также для привлечения в экономику регионов мотивированных кадров за счет создаваемых образовательных возможностей.

Постановка исследования
Ключевые результаты
Графические материалы
Постановка задачи исследования. Актуальность, проблематика, заделы, гипотезы
Постановка задачи исследования. Цель, задачи, результаты
Результат 1. Модель образовательной экосистемы. Архитектура модели
Результат 1. Модель образовательной экосистемы. Принципы, понятия, процессы
Результат 1. Модель образовательной экосистемы. Продуктовые, образовательные и воспитательные результаты
Результат 2. Модель цифровой платформы образовательной экосистемы. Функциональная архитектура
Результат 2. Модель цифровой платформы образовательной экосистемы. Примеры прототипов
Результат 3. Механизмы внедрения
Результат 4. Пилотирование. Сложенная экосистема
Результат 4. Пилотирование. Салаватский район Республики Башкортостан
Результат 4. Пилотирование. Принципиальная схема организации процессов (подготовлено А. Корниловым)
Резюме
Публикации и материалы
Смежные публикации
Исполнители
    Партнеры