Образовательная экосистема представляется как особая среда кооперации независимых участников на основе ценностей "сложного мира" в целях реализации инновационной деятельности.
Модель образовательной экосистемы построена в соответствии с методологической пирамидой А.Г. Асмолова по уровням:
- Ценности и смыслы,
- Методология,
- Методики и технологии,
- Средства и инструменты.
Модель экосистемы обеспечивает интеграцию фронтирной (передовой) повестки и передовых технологий с трансляцией культурных норм, накопленных сведений и опыта. Это позволяет вовлекать в образование "значимых других" и достигать образовательно-воспитательных результатов по сопричастности к деятельности в детско-взрослых сообществах.
Корпус рабочих понятий модели включает:
- "Образовательная экосистема",
- "Инновационная деятельность",
- "Преадаптация",
- "Предпринимательство",
- "Образовательная практика",
- "Образовательная среда",
- "Социокультурная среда",
- "Структурная сложность" и др.
Предпринимательская позиция и предпринимательский образ мышления рассматриваются как способность ставить, удерживать и реализовывать собственные цели одновременно с созданием коллективного блага (ценностей), как новая культурная норма и способность практически любого человека.
Преадаптацией к инновационной деятельности является готовность к неопределенному сложно прогнозируемому будущему в виде комплекса свойств личности, обеспечивающих готовность к адаптации, саморазвитию и развитию деятельности.
Под образовательной экосистемой понимается способ объединения и организации деятельности независимых участников на основе общих ценностей и целей реализации инновационной деятельности.
Вовлечение школьников в проекты и исследования, взаимодействия со "значимыми другими" в сложных условиях реальной деятельности и изменяющихся обстоятельств обеспечивает получение ими продуктовых, образовательных и воспитательных результатов и обеспечивает их преадаптацию. Образовательная экосистема предоставляет школьникам возможности выбора интересующей темы и активностей, получения необходимых знаний / умений, пробы действием и рефлексии полученных результатов и выявленных дефицитов.
Важнейшим следствием экосистемного подхода является перепозиционирование образования от обособленной институции с целями подготовки к будущей деятельности (передачи сведений и умений) к партнеру социокультурного / технологического развития.
Выявлено, что в экосистеме возможно только распределенное (договорное) управление и выстраивание отношений в парадигме "выиграл-выиграл", а не "даю-беру".
Ключевой цикл деятельности участников сконструирован как:
- замысливание и формирование образовательного запроса,
- оснащение сведениями и средствами деятельности,
- продуктивное действие или проба,
- рефлексия опыта и выявление дефицитов.
Ключевыми базовыми принципами жизнедеятельности образовательной экосистемы являются:
- договорность,
- совместность, избыточность,
- преадаптивность,
- подлинность действий,
- презумпция могущества участников и их субъектность,
- капитализация деятельности и культура ошибок.
Основные процессы, протекающие в такой экосистеме:
- "Социокультурное проектирование",
- "Складывание партнерств",
- "Образование как стоительство себя",
- "Содержательные коммуникации",
- "Продуктивное образование",
- "Обучение",
- "Подготовка",
- "Воспитание".
Принципиальным является достижение участниками экосистемы одновременно продуктовых и образовательно-воспитательных результатов. В качестве целевых ориентиров (а не показателей эффективности) определены их категории и примеры, в частности: ценности и смыслы, типы мышления, техники себя, развитие деятельности, опыт в деятельности, специальные способности, грамотности. Часть результатов являются качественными, а часть структурируются и подлежат количественным оценкам.
Разработанные подходы предпочтительнее использовать в средней и старшей школе, устойчивые результаты с 8го класса в силу возрастных особенностей школьников (способность к самоорганизации и концентрации внимания, наличие базовых предметных сведений и первичный жизненный опыт и др.).
Модель является оригинальной, содержит научную новизну относительно проанализированных работ, имеет практическую значимость. Оригинальность достигается за счет сочетания в модели идеи преадаптации, идеи образования как включения человека в процессы развития, идеи работы с будущим через субъектное проектирование с экосистемными принципами.